ФСБ пытает голодом, лишением сна, «ласточкой», побоями с мешком на голове

Украинский студент Юрий Яценко, освобожденный после года заключения в России, рассказал о том, как его пытали. ФСБ требовало, чтобы Яценко и его друг выступили по телевидению с признаниями в шпионаже.

Яценко вышел на свободу 7 мая, после того как белгородский "облсуд" сократил ему срок с 2 лет до 9 месяцев по сфабрикованному обвинению в незаконном хранении 40 граммов пороха и одного патрона. Боеприпасы ему подбросили.

5 мая 2014 года пятикурсник Яценко и его земляк, выпускник университета Богдан Яричевский, прибыли из Харькова в Белгород с коммерческими целями - они торговали украинскими электротоварами. На следующий день в гостинице города Обояни Курской области львовян задержали по обвинению в административном правонарушении (несоответствие заявленной цели въезда в Россию фактически осуществляемой деятельности).

В отделе полиции сотрудники ФСБ показали Яценко его фотографии, сделанные на киевском Евромайдане.

В полиции студентов начали избивать, пытки продолжились в местном отделении ФСБ. Яценко и Яричевскому чекисты предлагали признаться в шпионаже и подрывной деятельности: "Они говорили: "Надо выступить по российскому телевидению, сказать, что вас прислали украинцы с целью ведения антироссийской деятельности.

Если переживаете, что у вас будут проблемы на родине, то Россия готова дать вам убежище и российское гражданство, но вам надо будет отказаться от украинского гражданства. А не хотите - просто выступайте по телевизору, а потом можете ехать куда хотите - по России или в Украину".

Яценко, ему трое суток не давали спать и есть, угрожая отправить на расправу в Чечню. "Сейчас никто не знает, где ты находишься, мы тебя отдадим Кадырову, ты будешь у него псом", - передает Яценко слова своих мучителей.

Затем студентов доставили в "суд", где их приговорили к штрафу и высылке из России, однако в десятидневный срок депортация не состоялась.

Яценко и Яричевского поместили в тюрьму для иностранцев. Оттуда сотрудники ФСБ несколько раз вывозили их на "беседы", подвергая избиениям и пыткам. Яценко рассказал, что его били в машине, а затем в лесу с мешком на голове, применяли пытку "ласточка".

Против России свидетельствует Яценко:

"Они посадили меня в микроавтобус, и там опять сидели парни в масках в форме спецназа, опять надели мешок на голову, сзади застегнули наручники, и минут за десять руки полностью немели. Повезли в неизвестном направлении. Я понял: будут пытать.

Долго ехали по полевой дороге, завезли в лес — я молился, прощался с жизнью. В уазике сидели оперативник местного УФСБ и два бойца спецназа, одного из них я мог бы узнать — он поднимал маску, и я помню, что у него характерная челюсть.

Когда меня выбросили из уазика, я получил сильнейший удар в пах. Потом подняли за руку: такая пытка называется «ласточкой» — это когда руки сильно сзади выкручивают. Когда у тебя на голове мешок, ты не знаешь, куда будет следующий удар, и, например, если тебя бьют в живот, ты не можешь пресс напрячь и смягчить этот удар.

Психологически через 20 минут становится очень страшно, хочется вырубиться, исчезнуть, подписать все что угодно, только чтобы эти пытки прекратилось.

Поэтому не правы те, кто, например, осуждают соучастников Олега Сенцова, которые дали показания: они это сделали, потому что под такими пытками можно любые показания подписать. Меня избивали минут сорок, и я думал, что нет никакой надежды. А потом кто-то из них сказал: «Если ты считаешь себя таким героем, то завтра возьмем тебя и Богдана и посмотрим, кто дольше продержится».

Меня отвезли в спецприемник. Я понял, что на следующий день выдержать такие пытки будет невозможно.

Как я узнал от сокамерников, начальник этого спецприемника Федоринов Дмитрий Семенович раньше был начальником зоны строгого режима в Курской области. Я ему сказал: «Я хочу снять побои и позвонить адвокату». Он выслушал меня и говорит: «Я знаю, голубчик, что с тобой происходило, завтра с тобой еще ребятки поработают, сделаешь явочку с повинной, и тогда будет у тебя адвокат».

По возвращении в тюрьму Яценко и Яричевский вскрыли вены. Яценко также разрезал себе живот и потерял много крови. "Я понимал, что мне нужно довести организм до такого состояния, при котором меня нельзя будет пытать. Я знал, что риск для жизни не такой большой, но пытать меня будет невозможно, потому что я буду терять сознание".

В санчасти Яценко заявил, что не даст зашить себе живот, пока ему не дадут позвонить адвокату. После этого к нему допустили защитника, родственников и украинского консула. Яценко прооперировали в местной больнице. По требованию тюремного психолога операция проводилась без наркоза.

Яценко предъявили обвинение по уголовной статье и поместили в тюрьму Белгорода. Яричевског выслали из России через три месяца после ареста.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр