Рамадан подходит к концу и у многих мусульман зачастую возникает вопрос - можно ли закят аль-фитр выплачивать деньгами?
В этом вопросе есть разногласия среди ученых. Большинство ученых не разрешало выплачивать закят аль-фитр деньгами, ибо во времена Пророка (алейхи салату васалам) его выплачивали только продуктами питания.
Этого мнения придерживались имам Малик, имам аш-Шафии и имам Ахмад.
Однако некоторые ученые позволяли выплачивать закят аль-фитр деньгами, считая, что цель заката аль-фитр – это помощь беднякам и нуждающимся в поддержке, и зачастую помощь деньгами бывает более эффективной.
Это мнение Хасана аль-Басри, Суфьяна ас-Саури, имама Абу Ханифы. Также передается, что Умар ибн Абд аль-Азиз написал своим чиновникам в Басре, чтобы они взимали с каждого жителя по половине дирхама в качестве закята аль-фитр.
Некоторые ученые считали, что закат аль-фитр нужно выплачивать продуктами питания, однако его можно выплачивать деньгами, если в этом есть польза для бедняков и необходимость для нуждающихся в помощи со стороны мусульман. Это мнение передается от Ибн Теймии.
Напомним, что закят аль-фитр нужно выплачивать за каждого члена семьи. Передают, что Нафи рассказывал: «Абдуллах ибн Умар выплачивал закят за детей и взрослых и даже за моих детей. Он давал его всем, кто его брал, и все они получали его за один-два дня до праздника разговения» (аль-Бухари).
Посредством закята аль-фитр постящийся очищается от непристойностей, которые он совершил во время поста, а бедняки приобретают возможность провести праздник не думая о еде.
Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки» (Абу Давуд и Ибн Маджа).
Напомним, что закят аль-фитр нужно выплатить до праздничного намаза.
Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал выплачивать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничный намаз» (Муслим).
А Ибн Аббас сказал: «Если постившийся раздаст этот закят до намаза, то он будет принят. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием» (Абу Давуд и Ибн Маджа).
По материалам исламских СМИ
Кавказ-Центр