14 числа месяца рамадан 264 года хиджры (20 мая 878 г.) после девятимесячной осады мусульмане овладели Сиракузами, одним из величайших городов Сицилии и последним оплотом христиан на острове.
До этого мусульмане предпринимали неоднократные попытки взять эту укрепленную крепость, однако они не дали положительных результатов. Дело в том, что овладение этой цитаделью было сопряжено с большими трудностями и требовало многосторонней подготовки. Однако вследствие внутренних раздоров на Сицилии и слабости мусульманских правителей в Северной Африке предпринять решительное нападение не удавалось.
Обстоятельства переменились лишь с избранием нового правителя Африки – Ибрахима ибн Ахмада. Он решил окончательно покончить с вопросом о Сиракузах. Было принято постановление об отправке арабского флота на Сицилию, где он должен был действовать совместно с войсками сицилийских мусульман.
По свидетельству Ибн аль-Асира военными действиями сицилийских мусульман руководил правитель острова – Джафар ибн Мухаммад. Он начал военную экспедицию с того, что уничтожил посевы около Сиракуз, Катании, Таормины, Раметты и других крепостей. После этого в августе 877 года мусульмане окружили Сиракузы с моря и с суши, заняв некоторые предместья города.
Византийцы были хорошо подготовлены к обороне. Однако и мусульмане владели самыми разнообразными и передовыми для того времени видами осадных машин. Их действие было столько разрушительно, что один их вид приводил христиан в ужас. Днем и ночью крепость подвергалась обстрелу катапульт, а на подступах к ней завязывались ожесточенные схватки.
Спустя некоторое время в осажденных Сиракузах стал уже чувствоваться сильный город. Резко поднялись цены на продукты, и измученные жители дошли до того, что стали поедать трупы убитых и детей. В результате вспыхнул очаг эпидемии, которая тысячами выкашивала население.
Тяжелое положение последнего крупного византийского центра на Сицилии должно было бы побудить императора Михаила к мерам по оказанию помощи. Однако он был столь сильно увлечен постройкой около своего дворца новой церкви, что не счел нужным послать сильный флот для защиты Сиракуз. А та часть флота, которая все же была отправлена на выручку города, ничего не сделала: флотоводец Адриан, доплыв до пелопоннесского города Монемвасии и остановившись в его гавани, настолько долго ожидал попутного для Сицилии ветра, что известие о взятии мусульманами Сиракуз застало его еще в Греции.
Кроме того, внимание Константинополя от Сиракуз отвлекали и неожиданно возникшие осложнения на восточной границе империи, в Малой Азии.
Тем временем мусульмане, господствуя уже на море, разрушили укрепления, защищавшие доступ к обоим сиракузским портам. От постоянного обстрела камнями одна из приморских башен в большом порте треснула и упала, а через пять дней, 10 рамадана, обрушилась прилегавшая к ней часть стены, так что получилась весьма значительная брешь.
Сюда и направили свой главный удар мусульмане. Но византийцы под предводительством своего патриция яростно защищались, место битвы было усеяно трупами. Вместе с приходом месяца рамадан наступила решающая стадия осады, которая длилась уже девять месяцев.
Утро 14 рамадана 264 года хиджры выдалось спокойным. Поэтому патриции с большею частью войска удалились со стен для отдыха. У бреши остался небольшой отряд под начальством Иоанна Патрина. Осажденные нападения не ожидали.
Неожиданно мусульмане открыли сильный обстрел крепости из всех камнеметальных машин. Деревянная лестница, посредством которой осажденные сообщались с полуразрушенной башней, сломалась. Услышав шум, патриции вскочили и быстро поспешили к стенам для защиты. Но было уже поздно. Мусульмане, увидев незначительность отряда, защищавшего башню, быстро ею овладели и перебили весь отряд во главе с Иоанном Патрином, после чего через брешь ворвались в город. Попытавшийся преградить им путь у храма Спасителя отряд византийского войска был тотчас же разбит.
Патриций, с 70 воинами запершись в какой-то башне, сделал последнюю отчаянную попытку к сопротивлению, но на следующий день был взят в плен и на восьмой день после взятия города казнен.
Как пишет один из монахов, который в момент взятия Сиракуз был в городе, когда мусульмане входили в крепость, в главном храме Сиракуз шла служба. Когда известие о взятии башни пришло в церковь, христиане были охвачены страхом. Священники быстро сбросили с себя церковное одеяние и облачились в простую одежду, после чего спрятались в алтарь, где перед грозившей опасностью стали молить друг друга о прощении в грехах.
Вскоре мусульмане ворвалась в храм с обнаженными мечами, и один из них вошел в алтарь, где увидел епископа с другими священниками. Арабский воин не причинил им никакого насилия (а иначе монах не писал бы потом письмо о покорении Сиракуз). Выяснив, кто из священников был епископом, он спросил его о местонахождении ризницы, в которой хранилась драгоценная церковная утварь. Епископ поспешил привести туда мусульман. На всем пути и в ризнице, по свидетельству христианского монаха, пленники не подвергались никаким оскорблениям.
В тот же самый день пленные были выведены за город к главному эмиру, восседавшему в церкви. Он приказал заключить их в темницу. Те из них, кто оскорблял пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, со стен Сиракуз во время осады, были жестоко казнены.
Как пишет Ибн аль-Асир: “И они (т.е. мусульмане) оставались в городе после его взятия 2 месяцa, потом разрушили его. Затем после его разрушения пришел из Константинополя флот. Мусульмане встретились с ним и победили его, захватили четыре корабля и убили находившихся на них. И отправились мусульмане в свою область в конце месяца зуль-каада (5 июля — 3 авг. 878 г.)”. Таким образом, в конце июля победители вместе с пленными и несметными военными трофеями возвратились в столицу мусульманской Сицилии – Палермо, где были торжественно встречены ликующим народом.
Падение Сиракуз заставило императора Византии Василия отказаться от намеченного им плана борьбы с мусульманским миром. Предпринять решительные действия в Сицилии с достаточным количеством сухопутного войска и флотом не было возможности. Недавно захваченный Кипр был снова потерян Византией. Сиракузская неудача разбила планы византийского императора, который вынужден был признать крушение своей завоевательной политики против мусульман.
Падение крепости Сафед
15 числа месяца рамадан 584 года хиджры (7 ноября 1188 г.) пала древняя крепость Сафед (Цфат) – важнейший оплот крестоносцев в Иерусалимском королевстве. От 86-летней оккупации город-крепость освободил выдающийся мусульманский полководец, герой борьбы против крестоносцев Салахуддин аль-Аюби. Он оценил стойкость ее защитников и благодушно отпустил пленных в г. Тир.
При крестоносцах Сафед играл важную стратегическую роль: с высоты 900 метров над уровнем моря просматривалась дорога на Дамаск. Еще в 1140 г. крестоносцы воздвигли на месте старой захваченной крепости новую цитадель, которая была хорошо укреплена. Тамплиеры построили большую крепость с двойной стеной, высота которой доходила до 28 метров, причем на наружной стене имелось 7 башен.
В середине XIII века согласно договору город на двадцать с лишним лет снова перешел к крестоносцам. Они вновь решили её отстроить. Две тысячи пленных мусульман под наблюдением тамплиеров, которых было не более двухсот, вели восстановительные работы.
Пленные мусульмане поняли, что могут оказать неоценимую услугу Дамаску, захватив крепость и город. Они сообщили в Дамаск о своих планах, но местным властям было выгодно сохранять хорошие отношения с крестоносцами, и поступившие сведения были переданы тамплиерам. Зачинщиков готовящегося восстания казнили.
Окончательно крепость была очищена от крестоносцев в 1266 г. султаном Египта Бейбарсом. Это произошло после того, как крестоносцы вступили в союзнические отношения с монголами.
Мусульмане восстановили крепость, сделав ее столицей царства Сефадия, раскинувшей свои владения от реки Литани на севере до подножия Самаринских гор на юге. В Сефаде находилась резиденция мусульманских правителей и армейский гарнизон.
С течением времени контроль над цитаделью перешел к туркам-османам. Когда в 1492 г. король и королева Испании издали указ об изгнании из страны иудеев, отказавшихся принять христианство, многие из них прибыли в Сефад, поскольку правившие в то время турки разрешили иудеям заселять этот город.
Спустя полтысячелетия евреи сполна отплатили за гостеприимство: исторический город-крепость был ими оккупирован, а все мусульманское население изгнано.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр