Ас-саламу алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатуху!
Дорогие братья! Я получил от вас письмо, в котором было сказано:
Ассалам алейкум Сайфуллах, у нас вопрос к тебе.
Если у человека нет аслю-ль-иман, то кем он считается по Исламу? Полное объяснение на счет аслю-ль-имана! Джазака-ллаху хейран.
Уа джазакуму-Ллаху хъайран братья. Постараюсь коротко ответить на ваш вопрос.
Иман как известно состоит из составных частей (шу’аб). Эти части делятся на четыре категории: слово сердца, действие сердца, слово сказанное языком и действия частей тела.
Примеры шу’аб:
— слово сердца: признание истинности того, с чем пришел посланник
— действие сердца: любовь к Аллаху, Его религии, Пророку. Страх перед Всевышним. Ненависть к ширку и мушрикам.
— слово языка: произнесение свидетельства веры «ля иляха илля-ллах», призыв к истине, отречение от мушриков и объявление им вражды, мольба (ду’а)
— действие частей тела: намаз, хадж, джихад, убрать препятствие с дороги.
Среди этих шу’аб есть то, что относится к аслю-ль-иман (أصل الإيمان «корень», «основа имана»), есть то, что относится к аль-иман аль-уаджиб (обязательный иман). Все другие шу’аб относятся к категории мандуб и мустахабб (сунна, желательное).
Если хоть одна из шу’аб, относящихся к аслю-ль-иман, отсутствует у кого-то, то этот человек становится кафиром.
К аслю-ль-иман относится следующее:
— Из слов и действий сердца к аслю-ль-иман относится: общее представление (знание) того, с чем пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и вера в истинность этого. Т.е., человек может не знать всего, о чем сообщил нам Посланник.
Но если он, в общем, имеет об этом представление, и, в общем, верит в то, что все переданное нам Посланником является истиной, то незнание или отрицание по незнанию каких-то подробностей не нарушает аслю-ль-иман. Но одного знания истины и признания ее таковой недостаточно.
Человек должен также покориться этой истине в сердце. Т.е. в его сердце должны быть такие действия, как любовь, к тому, с чем пришел Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, довольство этим, полное согласие с этим и другие подобные деяния сердца, без которых нет аслю-ль-иман.
— Из слов языка к корню веры относится: произнесение вслух двух свидетельств веры.
— Из деяний частей тела к аслю-ль-иман относится то, что ученые называют «джинсу-ль-’амаль», т.е. исполнение обязанностей. Это означает, что если человек произнес свидетельства веры, а потом за всю жизнь не исполнял ничего из обязанностей, таких как намаз, хадж, пост, закят, обязательный джихад и т.п., то такой человек оставил «джинсу-ль-’амаль». Т.е. у него полностью отсутствует такая обязательная составляющая аслю-ль-иман, как действия частей тела.
Также большинство ученых ахлю-с-сунна относят к аслю-ль-иман совершение намаза. Но в этом вопросе есть разные мнения. Некоторые ученые считают, что намеренное оставление даже одной молитвы, пока не выйдет ее положенное время, нарушает аслю-ль-иман. Другие полагают, что нарушением аслю-ль-иман является только оставление «джинсу-с-саляти», т.е. оставление молитвы вообще.
* Как узнать, относится ли то или иное действие к аслю-ль-иман?
Всякое слово или действие, оставление которого делает человека кафиром, относится к аслю-ль-иман. Также к аслю-ль-иман относится оставление всякого слова или действия, совершение которого делает человека кафиром.
* Тот, кто умирает с аслю-ль-иман, обязательно войдет в рай, либо напрямую, либо после отбывания наказания в Огне. Это потому что он — муваххид (единобожник), а рай уготован для муваххидов, даже если они допускали упущения в аль-иману-ль-уаджиб.
К аль-иману-ль-уаджиб относятся такие шу’аб, как: проявление (внешнее) приверженности к верующим, проявление (внешнее) ненависти и вражды к кафирам, демонстрация враждебного отношения к тагъутам и объявление о своей непричастности к ним, а также, выплата закята, совершение хаджа, соблюдение поста и обязательный джихад на пути Аллаха.
У многих братьев возникает непонимание вопросов, связанных с аль-куфру би-т-тагъут, а также вопросов аль-уаляъ (приверженность) и аль-бараъ (непричастность).
Проблема в том, что они не понимают разницы между неверием в тагъут, которое относится к аслю-ль-иман и отречением от тагъута.
Не верить в тагъут и быть непричастным (аль-бараъ) к нему, значит не обожествлять его и не поклоняться ему, а также ненавидеть его в сердце.
Что же касается публичного отречения (ат-табурруъ) от тагъута и вражды с ним, то это относится к категории аль-иман аль-уаджиб.
И если мы видим, что не обожествляет тагъут и не поклоняется ему, то, судя по внешним признакам, говорим, что он не верит в тагъут.
* Вопрос: относится ли такфир тагута, к аслю-ль-иман?
Ответ: Здесь, разумеется речь идет о живом тагъуте, т.е. о человеке, который является тагъутом. Такфир такого человека сам по себе не относится к аслю-ль-иман. К аслю-ль-иман относится признание истинности того, о чем сообщил нам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
И если до человека доведен довод о том, что какой-то человек является тагъутом (или просто кафиром), но он не хочет считать его кафиром, то он сам становится кафиром по причине того, что он не считает кафиром того, кого таким назвал Всевышний Аллах.
Но если человек сомневается в неверии какого-то конкретного тагъута по причине того, что тот делает намаз, хадж и т.п., то все зависит от того, насколько ясными являются доводы, представленные этому человеку.
Такому человеку надо еще грамотно доказать, что тот является тагъутом. А доказать это может не каждый. Так, например, было расхождение во мнениях относительно Хадджаджа Ибн Юсуфа. Часть ученых саляф считала его кафиром, а другие — фасикъом. Но эти ученые не делали такфир друг другу за это, т.к. это вопрос иджтихада.
* Вопрос: если человек нарушает аслю-ль-иман по незнанию, является ли он верующим?
Ответ: да, потому что знание того, что относится к аслю-ль-иман, само является частью аслю-ль-иман. Но здесь есть два замечания:
1.При вынесении такфира как шариатского хукма, надо соблюдать правила такфира. Если речь идет о человеке, который ранее не имел хукм мусульманина, то его мы в любом случае без всяких условий считаем кафиром.
Если же речь идет о человеке, который до совершения поступка куфра имел хукм ислама, то его вопрос рассматривается в соответствии с правилами такфира. Хукм ислама человек получает либо произнесением свидетельства в присутствии двух мусульман, либо по внешним признакам (‘алямат) либо по принадлежности (ат-таба’ийа).
Например, по рождению от отца мусульманина, или если неизвестно кто его родители, но его воспитывали в дару-ль-ислям. Также существует много косвенных указаний, если нет возможности узнать подробности о конкретном человеке.
Например, если нашли умершего человека в дару-ль-куфр, и надо его похоронить, но неизвестно кто он по вере. Но известно, что он родом из мусульманского племени или мусульманского селения. Такого человека считают муслимом до тех пор, пока не будет установлено, что его хукм до смерти изменился и он стал муртаддом.
Принадлежность имеет значение еще и для того, чтобы определить является ли совершающий явный куфр человек муртаддом или коренным кафиром. Если человек, совершающий явный куфр, принадлежит по отцу к мусульманам, то его хукм — муртадд, даже если он будет утверждать, что никогда не был мусульманином, не произносил свидетельства веры и не делал намаз. В этом вопросе есть много тонкостей, которые надо описывать отдельно. Например, влияние дар (территории) на принадлежность и основу при определении статуса конкретного человека: дару-ль-куфр аль-аслий, дару-ль-куфр ат-тари’, дару-р-ридда и т.п.
2. Согласно правилам применения шариатских хукмов, незнание является оправданием только в том случае, если человек не имел возможности получить знание в данном конкретном вопросе. Например, если человека поймали пьяным и он утверждает, что не знал о запретности вина, то судья смотрит на человека, на обстоятельства, на место где он живет и т.п. И если выяснится, что он сам виноват в том, что не знал этот хукм, т.к. даже не пытался изучить религию, то его накажут.
А если судья выяснит, что этот человек только что достиг совершеннолетия и вырос в пустыне или недавно принял ислам и физически не мог узнать этот хукм, то его не наказывают. Далиль: хадис, когда Адий пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с крестом на шее. Пророк не сделал ему такфир, т.к. Адий недавно принял ислам. Он только сказал ему: О Адий, убери этого идола со своей шеи.
Другие подробности есть в черновиках, которые я прилагаю к этому ответу. А Аллах знает лучше. (К сожалению черновики амира Сайфуллаха не дошли до нас — редакция ИД)
Уа-с-саламу алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатуху!
Ваш брат СайфуЛлах