28 числа месяца рамадан 92 года хиджры (19 июля 711 г.) произошла историческая битва при Гвадалете (Испания) между мусульманской армией под командованием Тарика ибн Зияда и войсками вестготов под командованием короля Родериха.
100-тысячная армия вестготов была полностью разгромлена 12-тысячным отрядом мусульман. Тарик ибн Зияд лично пробился к Родериху и убил его на поле боя. Поражение христианского войска положило начало мусульманскому владычеству на Пиренейском полуострове.
Примечательно, что после битвы при Гвадалете мусульманам понадобилось всего 5 лет, чтобы овладеть всем Пиренейским полуостровом, тогда как христианам понадобилось почти 8 веков, чтобы отвоевать Испанию и Португалию в ходе так называемой Реконкисты.
Предыстория битвы при Гвадалете
После удачной военной экспедиции Тарифа ибн Малика в 710 г. (см. Рамадан в истории. День 1) правитель Африки Муса ибн Нусайр стал тщательно готовиться к высадке в Испании. В конце апреля 711 г. он снарядил на Пиренейский полуостров военную экспедицию под командованием Тарика ибн Зияда, отряд которого насчитывал около 7000 бербер и 300 арабов.
Они переправлялись через пролив на 4 кораблях. Эти корабли не могли перевезти сразу всех воинов и лошадей, поэтому Тарик собирал их у одной прибрежной скалы, которая навеки запечатлела его имя — Гибралтар (арабск. Джабаль аль-Тарик, «Гора Тарика»).
По рассказам историков во время переправы через море Тарик ибн Зияд увидел во сне пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, в окружении мухаджиров и ансаров, стоявшими рядом с ним с обнаженными мечами и натянутыми луками. Затем он услышал, как пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Смелее, о Тарик! Выполни, то что тебе предначертано исполнить!”, и, оглядевшись вокруг, он увидел посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, который вместе со сподвижниками входит в Андалусию.
После этого Тарик проснулся и, воодушевленный добрым знамением, поспешил рассказать о чудесном сне своим товарищам, которые сильно обрадовались и укрепились в своей решимости.
После высадки мусульманские военачальники выбрали хорошее место для лагеря, получившее впоследствии название крепость Гибралтар. Они окружили его стенами и рвами, ибо как только новость об их высадке распространилась, на них напали войска под командованием правителя Андалусии Теодомира. Тарик ибн Зияд не только отбил атаки, но и перешел в контрнаступление, захватив важнейший порт Альхесирас, морские ворота Испании.
Родерих узнал о вторжении мусульман во время осады баскской крепости Памплоны. Он немедленно прервал военные действия, собрал огромную армию (по разным источникам от 70 до 100 тысяч человек) и двинулся на юг. Получив известие о выдвижении многочисленного врага, Тарик направил Мусе ибн Нусайру срочное послание с просьбой о подкреплении. Тогда омеядский наместник Африки переправил к нему 5000 воинов на кораблях, которые только сошли с верфей. В помощь Тарику также был отправлен Юлиан, вестготский граф и правитель Сеуты, который выступил в роли проводника. Он горел желанием свести свои счеты с Родерихом: его прекрасная дочь Ла Кава, отправленная согласно обычаю вестготов во дворец короля для обучения, была обесчещена Родерихом. В результате униженный отец не только перешел на сторону мусульман, но и предоставил им свои корабли для переправы.
Дождавшись помощи из Африки, Тарик двинулся к северу навстречу Родериху, который, собрав все свои силы в Кордове, приближался к мусульманам с войсками варваров: их предводителями, рыцарями и епископами.
Вскоре две армии встретились близ города Херес-де-ла-Фронтера (провинция Кадис), где на берегах реки Гвадалете 28 рамадана 92 года хиджры произошло решающее сражение, открывшее для Европы Ислам.
Мусульманская армия под командованием Тарика ибн Зияда и войска вестготов под командованием короля Родериха встретились на берегах реки Гвадалете 28 рамадана 92 года хиджры. Именно здесь произошло решающее сражение, о котором повествуется далее.
Обращение Тарика ибн Зияда к войскам
Накануне битвы, когда 100-тысячная армия Родериха расположилась лагерем напротив 12-тысячного отряда мусульман, Тарик ибн Зияд обратился к своим доблестным воинам с проникновенной речью, дабы воодушевить их на подвиги, придать им смелости и усилить благочестивое рвение на пути Аллаха. Он начал свою речь с восхваления Великого и Всемогущего Аллаха, благодарения Его за помощь и обращения к Всевышнему с мольбами об оказании помощи и впредь. Далее главнокомандующий мусульман сказал (речь приводится с небольшими сокращениями — прим. Д.Х.):
“Где вам укрыться?! Ведь враг впереди, а море позади! Во имя Аллаха! Нет для вас иного спасения, чем смелость и крепость. Оцените ситуацию – здесь вы на острове подобно сиротам, покинутым миром! Вскоре вы встретите могучего противника, окружившего вас со всех сторон будто штормовые волны бурного моря, и выславшего против вас бесчисленных воинов, закованных в сталь, и снабженных всем необходимым оружием! Что вы можете противопоставить им?!
У вас нет иного оружия, чем ваши мечи, нет запасов, кроме тех, что вы вырвали из рук врагов! Поэтому вы должны напасть на них незамедлительно, а иначе ваши нужды возрастут, ветры победы более не будут дуть в вашу сторону, и страх, царящий в сердцах ваших врагов, может смениться великой смелостью. Отбросьте из сердец всякий страх, верьте в нашу победу, и в то, что король варваров не сможет устоять перед нашим оружием!…
Не думайте, что я ставлю перед вами задачу, которой сам боюсь, или что я пытаюсь скрыть от вас опасности этого похода. Нет, вам предстоит великое испытание, однако знайте, что если вы выдержите его, то пожнете богатый урожай!.. Вы знаете, что награда Аллаха ожидает вас, если вы готовы следовать Его заветам и провозглашать Его веру на этом острове. Помните, что Всемогущий Аллах изберет, согласно этому обещанию, самых выдающихся из вас и наградит их, как в этом мире так и в будущем! И также знайте, что я буду первым, кто подаст пример и осуществит то, что советую вам, ибо, как только два войска сойдутся в бою, я намерен напасть на христианского тирана Родериха и поразить его своей собственной рукой, если позволит Аллах! Когда вы увидите меня мчащимся на него, то следуйте за мной!
Если я убью его, победа будет за нами! Если я буду убит раньше, чем достигну его, не беспокойтесь обо мне, а сражайтесь так, будто я всё ещё жив и нахожусь среди вас! Следуйте моему плану, ибо как только варвары увидят, что их король пал, они непременно рассеются. Ну, а если меня убьют после того, как я сражу их короля, выберите среди вас человека, одинаково смелого и опытного, и пусть он руководит вами и ведет вас к успеху! Если вы последуете моим советам, мы обязательно победим!”
Во время своего обращения Тарик вглядывался в мужественные лица своих воинов, которые внимательно слушали своего командующего. Когда он закончил, их лица просветлели, и они единодушно ответили ему: “Мы готовы следовать за тобой, о Тарик! Мы все, как один, встанем за тобой и будем сражаться! Победа или смерть!”
Ночь перед битвой мусульмане провели в дозорах: кавалерия постоянно наблюдала за врагом, опасаясь внезапного нападения. Когда забрезжил рассвет, мусульмане совершили коллективную молитву и приготовились к битве.
Битва при Гвадалете
Как только были построены пехота и кавалерия, прозвучал сигнал к бою. Обе армии двинулись навстречу друг другу. Христиане были с ног до головы закованы в сверкающую сталь с развевающимися флагами и штандартами. Мусульмане же были облачены в кольчугу, защищавшую грудь, и белые тюрбаны. За их спинами висели арабские луки, за поясами торчали мечи, а их руки твердо сжимали длинные копья. Родерих находился в балдахине, закрепленном между двух мулов, навес которого был богато украшен жемчугом, рубинами и изумрудами.
Когда он увидел мусульманских воинов, шедших в первых рядах, его охватил ужас и послышался возглас: “Боже мой! Это те самые люди, которых я видел на изображении в урне со свитком, найденном в толедской усадьбе!” Дело в том, что взойдя на престол, Родерих приказал вскрыть мраморную урну, хранившуюся много веков в одной из замурованных комнат дворца Толедо. Когда он открыл урну, то увидел в ней изображения и свиток из пергамента.
На картинках были изображены несколько всадников, похожих на арабов, которые восседали на арабских скакунах, сбоку у них свешивались сабли, а в правой руке они держали копья. Раскатав же свиток пергамента, Родерих увидел следующую надпись: “Когда это убежище будет нарушено, а заклинание из урны разбито, изображенные на сей урне люди вторгнутся в Андалусию, свергнут королей с трона и подчинят всю страну”.
Тем не менее, Родериху отступать было некуда и он решил дать сражение. Обе армии сошлись в яростной схватке. Дольше всех держался центр христиан, где находился король. Когда Тарик заметил Родериха, восседавшего среди знати, он сказал своим товарищам: «Это же король христиан!», — после чего бросился в атаку со своими людьми. Христианские воины, окружавшие Родерика, были рассеяны. Увидев это, Тарик прорвался через ряды врагов, пока не достиг короля. Сначала он нанес ему рану в голову, а затем зарубил его прямо на троне. Когда приближенные Родериха увидели, что их король погиб, а его телохранители рассеяны, у них началась паника, которая передалась войскам. Христиане бросились бежать с поля боя, а мусульмане начали преследовать разрозненные отряды. Число погибших вестготов был столь велико, что долгое время после сражения их кости покрывали поле битвы.
Узнав о поражении короля, жители городов и крепостей, куда направились мусульмане, стали открывать врата и сдаваться без сопротивления. Иберо-романское население Испании было радо избавиться от трехвекового гнета германцев-вестготов. Увидев высокую духовность, безупречные нравственные качества и благочестие мусульман, многие из них приняли Ислам. Началась Золотая эпоха в истории Испании, озарившая своим светом мрачное европейское Средневековье.
Источник: musulmanin.com